Повернули ключ в замке зажигания, а двигатель предательски не завелся? Скорее всего, сел аккумулятор. Есть несколько способов запустить мотор и вернуть машину к жизни. Самый простой – «прикурить» автомобиль от другого автомобиля. Это не всегда безопасно, поэтому важно действовать правильно.

Почему садится аккумулятор – главные причины

Небольшой саморазряд во время простоя присутствует в любой аккумуляторной батарее (АКБ), как новой, так и старой. На его интенсивность влияет тип и состояние устройства, степень его изношенности, а также температура и влажность окружающей среды.

Аккумулятор может разрядиться, если забыть выключить фары, оставить на ночь гореть свет в салоне или долго слушать громкую музыку.

Но чаще разрядка происходит по следующим причинам:

  • Неисправный генератор. При работающем двигателе он не только питает электроконтур, но и передает аккумуляторной батарее необходимый заряд. Если этого не происходит, батарея разрядится вскоре после остановки машины.
  • Короткое замыкание внутри аккумулятора.
  • Долгий простой автомобиля.
  • Жара выше +30. При высоких температурах химические реакции в АКБ идут быстрее. Испарение жидкости провоцирует образование налёта, который снижает проводимость тока.
  • Сильный мороз. При низкой температуре увеличивается нагрузка на аккумулятор. В нем замедляются электрохимические процессы, масло в двигателе становится гуще. Поэтому зимой он отдает и принимает энергию гораздо хуже, чем летом.
  • Большой срок службы, износ автомобильной батареи.
  • Неправильно установленное допоборудование. Если оно «висит» на неотключаемой сети, то способно понемногу, но регулярно разряжать батарею. Из-за некорректного подключения это может происходить даже при заглушенном двигателе.
  • Утечка тока. Плохая изоляция, перетертые контакты или окисленные участки – все это приводит к сбоям в работе электрооборудования.
клеммы силовых проводов в руках и аккумулятор автомобиля

Еще одна причина разряженной АКБ – частые поездки на короткие (5-10 км) расстояния, особенно, зимой. Они не позволяют в достаточной степени подзарядить аккумулятор и сокращают срок его службы. Чтобы не допустить этого, сначала дайте мотору поработать на холостых оборотах в течение 15-20 минут.

Что значит «прикурить машину» проводами, и зачем это делать?

Если аккумулятор разряжен, мотор не заведется, но его можно прикурить от другой машины с помощью пусковых проводов – стартер-кабелей с зажимами (красными и черными «крокодилами») на обоих концах. Соединение заряженного АКБ с разряженным с целью запуска двигателя последнего называют «прикуриванием».

Аккумуляторы обоих авто соединяют параллельно: плюс к плюсу, минус к минусу. В результате оба транспортных средства образуют единую электрическую цепь, и заряженная батарея начинает подпитывать электроэнергией ту, что разрядилась.

Как правильно прикурить автомобиль от другого автомобиля – пошаговая инструкция

Если соединить разрядившийся аккумулятор с исправным при помощи пусковых кабелей, то он зарядится и выдаст достаточно энергии, чтобы мотор завёлся.

Как прикурить машину – порядок действий:

  1. Припаркуйте исправный автомобиль рядом с разряженным. Расположите его так, чтобы длины пусковой проводки хватило для подключения к обоим аккумуляторам, но корпуса при этом не соприкасались.
  2. Выключите свет, обесточьте фары, автомагнитолы обоих автомобилей. Отключите подогрев сидений, вентилятор и другие потребители электроэнергии. Заглушите мотор.
  3. Расправьте пусковые провода, отдалив разноцветные зажимы друг от друга.
  4. Один красный «крокодил» зафиксируйте на плюсовой клемме разряженного аккумулятора. Второй прикрепите к плюсу заряженной АКБ, который обозначен соответствующим знаком.
  5. Черный зажим прикрепите к отрицательной клемме аккумулятора-донора. Она помечена знаком «минус». Другой черный зажим «замкните на массу» – прикрепите к любой неокрашенной металлической части под капотом проблемного автомобиля, подальше от АКБ. Если это невозможно, соедините его с «-» выводом.
  6. Заведите донорскую машину. После того как ее мотор поработает несколько минут на холостых оборотах, начните заводить второй автомобиль.

Сразу после благополучного запуска отключите пусковые провода в обратной последовательности: сначала уберите чёрный «крокодил» с массы получателя, затем другой черный с отрицательной клеммы донора. После этого один красный зажим снимите с положительной клеммы АКБ машины-донора, второй с «плюса» батареи получателя.

После запуска автомобиля не глушите мотор в течение 30-40 минут, а лучше сразу начинайте движение. При этом зарядка АКБ происходит быстрее, чем на холостых или низких оборотах.

Как подключить крокодилы к аккумулятору?

При подсоединении зажимов к клеммам, а также их отсоединении, важно соблюдать очередность.

Крепите зажимы в строгой последовательности:

  • плюс донора,
  • плюс получателя,
  • минус донора,
  • «масса» получателя.

Отсоединяйте так:

  • «масса» получателя,
  • отрицательная клемма донора,
  • положительная клемма донора,
  • положительная клемма получателя.

Какие провода нужны для прикуривания автомобиля, сколько Ампер?

Стартовые провода как запасное колесо. Они могут не пригодиться, но всегда должны быть в наличии. Приобрести их лучше заблаговременно. При выборе следует учесть несколько критериев: металл, длину, толщину или сечение, а также мощность автомобиля.

Материал провода и зажимов

Для запуска мотора рекомендуется использовать медные, а не алюминиевые провода. Их проводимость на выше, а удельное сопротивление меньше, поэтому они без потерь передают весь пусковой ток. Кроме того, медь более гибкий металл. Провод из нее служит дольше, он удобнее в хранении и использовании.

Толщина зависит от мощности и объема двигателя. Для малолитражек минимальное сечение медного кабеля составляет 6-9 мм2, но лучше брать 10-12 мм2. Для автомобилей с объемом мотора 1,8 л – 14-16 квадратов, 2,5-3 л – 20-25. Тонкими проводами от низковольтной сети сечением 2-3 мм2 прикуривать нельзя – они быстро нагреются и расплавятся.

Изоляция должна быть выполнена из эластичной морозостойкой резины, а стык с «крокодилом» хорошо заизолирован.

Минимальная длина провода для прикуривания автомобиля – 2,5-3 м. Более длинные (свыше 6 м) приведут росту сопротивления, поэтому их сечение должно быть больше. Минимальная пропускная способность – 200 A, но лучше брать 400 A и выше.

Чтобы прикурить машину от другого аккумулятора, вам потребуются мощные медные «крокодилы», ширина открытия которых достаточна для обхвата клемм обоих автомобилей. Пружины зажимов должны быть надежными и обеспечивать качественное прилегание.

Когда автомобиль нельзя «прикуривать»?

Прежде чем приступать к работе, оцените степень риска. Для старой техники процедура является почти штатной, но обращение с новой требует предельной аккуратности. В некоторых ситуациях процедура может навредить обоим транспортным средствам.

запуск аккумулятора машины с помощью "прикуривания"

Прикуривать автомобиль противопоказано в следующих случаях:

  1. В инструкции производителя к одной из машин есть прямой запрет на проведение процедуры прикуривания. Обычно он предусмотрен для иномарок, «напичканных» сложной электроникой.
  2. Аккумулятор разрядился из-за многочисленных попыток завести двигатель.  В этом случае «прикуривать» бесполезно – проблема в другом.
  3. На АКБ заметны физические повреждения, следы электролита, корпус вздулся.
  4. Проблемы с электрикой (нагревается или плавится проводка, замечены сбои в напряжении).
  5. Неподходящая сила пускового тока. В грузовых автомобилях устанавливают батареи на 1000 и более Ампер, в легковушках – 500-800 A. Слишком сильный ток может повредить электронику.
  6. Неисправен генератор – порван ремень, появился гул при работе или мерцают фары.
  7. Несоответствующее напряжение. Нельзя прикуривать легковушку, бортовая сеть которой рассчитана на 12 B, от автобуса с АКБ на 24 B. Завести пятилитровый джип от малолитражки тоже не лучшая идея.

Автомобиль может не заводиться из-за неполадок в топливной системе, отсутствия искры в цилиндрах, залитых свечей, неисправного стартера или соленоида и пр. В этом случае его бесполезно прикуривать.

Возможный вред

Среди автовладельцев бытует мнение (и не безосновательное), что для машины-донора нежелательно давать «прикурить». Это может сбить или обнулить настройки электроники, а также привести к другим проблемам с бортовыми системами.

Чтобы избежать неприятностей, не прикуривайте автомобиль с батареей больше вашей, соблюдайте полярность и очередность подключения зажимов к клеммам. Не подключайте «минус» к «минусу» автомобиля, который нужно завести, – только на массу!

Перед тем как прикуривать, дайте мотору поработать не менее 5 минут на малых оборотах (1500 об/мин.). Так он подзарядит свою АКБ и акцептор не сможет забрать весь заряд.

Как зарядить автомобиль от аккумулятора без машины – порядок действий

Прикурить автомобиль с разряженной аккумуляторной батареей можно и без посторонней помощи. Для этого нужен бустер — пусковое устройство с мощной литиевой батареей. Он позволяет быстро зарядить АКБ, но при этом защищает от рисков, связанных с «дедовскими» методами.

Работа с бустером напоминает прикуривание от другого автомобиля:

  1. Отключите фары, свет, магнитолу. Заглушите двигатель.
  2. Красный (плюсовой) зажим выключенного бустера прикрепите к «плюсу» аккумуляторной батареи.
  3. Черный (минусовой) зафиксируйте на минусовую клемму или на массу.
  4. Включите бустер. Дождитесь сигнала (светового или звукового).
  5. Заведите мотор автомобиля.

Если с первого раза не получилось, отключите зажигание и дождитесь полной зарядки. После этого отсоедините сначала черные зажимы, а затем красные.

Полезные советы и техника безопасности

Процесс «прикуривания» авто взрыво- и пожароопасен. Стартерный заряд в зимнее время достигает 100-500 Ампер. При таких токах из аккумуляторной батареи выделяется водород, который в смеси с O2 воздуха образует взрывоопасную смесь Малейшая искра может привести к разрушению корпуса аккумулятора и выбросом серной кислоты.

как прикурить автомобиль от другого аккумулятора

Прежде чем прикуривать, уберите спички, зажигалки, другие легковоспламеняющиеся и токопроводящие (металлические) предметы, а также работающие электроинструменты. Перед присоединением и отсоединением зажимов разгоните водород, несколько раз обмахнув батарею куском картона.

Не курите рядом с открытым капотом автомобиля!

Соблюдайте правильную последовательность подсоединения и отсоединения проводов. Вот еще несколько правил, которые помогут избежать печальных последствий:

  • Не пытайтесь прикурить автомобиль, если у него есть другие неисправности.
  • Делайте все сами. Не позволяйте посторонним подключать провода к вашему автомобилю. Убедитесь, что они не касаются подвижных деталей, и их полярность не нарушена.
  • Не прикуривайте автомобиль от аккумулятора меньшей или намного большей мощности.
  • Чтобы не допустить перегрева, используйте проводку большого сечения.
  • Не прикуривайте, если внутри разряженной батареи замерз электролит или образовался лёд (если корпус АКБ вспучился) – он может взорваться.
  • Надежно соединяйте зажим «крокодила» с клеммой, чтобы он не соскочил под действием вибраций работающего двигателя.

Важно: будьте предельно аккуратны. Не перепутайте зажимы, иначе произойдет короткое замыкание и перегорание предохранителей.

Вывод

Прикурить от другого автомобиля не лучший способ запуска. Намного надежнее вызвать эвакуатор и обратиться в автосервис или использовать пусковое устройство с датчиками перепада напряжения.

Из положения можно выйти своими силами, если знать, как прикурить автомобиль от другого, близкого по размерам и мощности автомобиля. Для передачи пускового тока нужен медный многожильный провод 2-2.5 см диаметром, надежно пропаянный (не обжатый) в местах стыка с «крокодилами» и с плотной изоляцией. Главное, не перепутать полярность, а также соблюдать последовательность подключения и отключения зажимов.